в кино и
литературе

Интересные факты о фильме "Вий"(1967)

Категории:

Как снимали знаменитый советский фильм ужасов.

Интересные факты о фильме "Вий"(1967)

Мистическая повесть Гоголя «Вий» уже почти два столетия будоражит воображение все новых и новых поколений читателей. Первый в СССР фильм ужасов, снятый по этому сюжету еще в 1967 году, до сих пор пользуется популярностью на самых известных торрент-ресурсах. Молодые писатели и драматурги продолжают искать в гоголевских героях источники вдохновения. Следует также заметить, что в отличие от других литературных и кино-героев, вошедших в анекдоты и поговорки, даже самые заядлые скептики и острословы говорят о персонажах этой повести с большой долей почтения.

Особенности сюжета

На первый взгляд, «Вий» является вариантом сказок о странствующем герое, побеждающем умершую колдунью. Традиционная последовательность русских, украинских, немецких легенд одинакова – сначала от колдуньи прячутся в сакральном месте, затем становятся так, чтобы накрыться упавшей крышкой гроба, затем герой должен лечь в освободившийся гроб. Однако Гоголь выворачивает традиционную сюжетную канву наизнанку. Для колдовства красавица-ведьма приобретает облик уродливой старухи, первая встреча Хомы и ведьмы заканчивается поражением зла, окончательную победу над нечистью одерживает не герой, а петух, символ солнца.

Называя сюжет своей повести «народным преданием», автор не совсем точен, так же, как и называя «гномами» персонажей славянской мифологии. Ни в одной известной фольклорной записи не встречается ни такой сюжет, ни даже персонаж с именем Вий. Чертами Вия – железным лицом, коренастостью, магическим взглядом из-под век, которые нужно поднимать вилами – наделены владыки подземного царства (Кащей, Кокоть, Велес). Однако один достоверный источник «Вия» установить все же удалось. В предместье Нежина, Мегерках, расположена старинная Крестовоздвиженская церковь. Еще гимназистом Гоголь записал местную легенду о том, как семинарист, читавший в этой церкви ночью молитвы над умершей дочерью местного пана, наутро был найден мертвым.

Как проходили съемки фильма

Съемки «Вия» происходили в 1966 году, в красивейших местах Украины – Седневе, церкви св. Екатерины и Елецком монастыре на Черниговщине, прикарпатском хуторе Горохолин лес. На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли. Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены, например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов. 

Несмотря на общий атеистический дух той эпохи, мистика преследовала весь период съемок, а также дальнейший прокат. Наталья Варлей, в то время активная комсомолка, согласилась на съемку с энтузиазмом и даже читала учебники, лежа в гробу. Но после того как актриса чудом не погибла, выпав из вращающегося на большой высоте гроба, и пересмотрела эпизоды фильма со своим участием, она тайно приняла крещение и долго каялась за то, что сыграла эту роль. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм. Куравлёв после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки.

Одновременно с Птушко съемки «Вия» проводила команда молодых режиссеров. Отснятый ими материал до сих пор производит огромное впечатление. Сцены полета Хомы и панночки, эпизоды борьбы в церкви очень зрелищны и необыкновенно эротичны. Совершенно неожиданным был финал– вместо Вия перед Хомой возникал сотник, отец панночки, убивающий его взглядом. Эти съемки производились в Георгиевской церкви Седнева, где, к возмущению священников, для съемки поверх настоящих икон были нарисованы злобные лики. Возможно, это и стало причиной того, что эти сцены не были включены в фильм.

Отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». К работе было решено привлечь известного киносказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев.

Финальные эпизоды снимались в павильоне «Мосфильма». Для съемок использовали низкорослых людей в фантастических костюмах, стаи ворон, черных кошек и т. п. Отдавая должное таланту Птушко, известного своими замечательными киносказками, следует отметить, что эти сцены противоречат духу повести Гоголя.

Сразу же после премьеры «Вия» череда смертей по очереди забрала режиссера-постановщика Александра Птушко, исполнителя роли Вия атлета Николая Степанова, других участников съемок. В прокате «Вий» занял символическое тринадцатое место.

Очевидно, что постичь суть творений гениального писателя сложно. Однако несомненно, что мистическое очарование «Вия» еще долго будет занимать умы исследователей, творцов и всех неравнодушных к искусству людей.

Еще немного фактов

  • Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов. 
  • «Полет» Ведьмы на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте.
  • Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
  • В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съемок лежащей в нем Натальи Варлей. Два других — для сцен полетов по церкви: небольшой и закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабженной поясом монтажных рабочих удерживавшим актрису от падения, закрепленный в подвешенном состоянии на шести металлических тросах. 
  • По задумке Георгия Кропачева сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
  • В фильме задействованы 50 ворон (пойманых в районе студии) и 9 дрессированных черных кошек. 
  • Петух, кукарекающий в фильме ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
  • Костюм Вия был очень тяжелый и никто из актеров не мог в нем нормально двигаться, поэтому эту роль пришлось сыграть специально приглашенному штангисту. 
  • Когда во время одной из финальных сцен героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной вибрирующей платформе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Страшная месть" даст форму любому современному ужастику.
В романе Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков Павел Иванович скупает умерших крепостных у помещиков.
Иллюстрации сделаны по мотивам мультфильма Рейна Раамата "Большой Тылль" (1980).
Отрывок о красной свитке и истории ее происхождения.
Гуманизм и тема человека в произведениях Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого.
Месть, которую Иван придумал для Петро, из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть".
Мелкий чиновник из комедии Н. В. Гоголя "Ревизор", которого ошибочно принимают за влиятельное столичное лицо.
Жуткий рассказ о семейной паре и гибели последнего корнуэльского великана.
Суровые Законы Сечи из повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" (1835).

563

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
В 4 серии
Да, наоборот. Тут ерунду написали, да еще и пропус...
Семицветов, Бендер, Корейко - представлены жертвам...
Если информация из Вики верна, они еще и братья.
в первой же серии
А вам сложно было указать в какой серии была эта п...
А точно Степан спасает Гришку на войне, а не наобо...
Copyright © 2015 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.
Яндекс.Метрика