в кино и
литературе

Дворянская жизнь в рассказе И.А. Бунина "Антоновские яблоки" (1900)

Категории:

Описание знаменитого рассказа русского классика об упадке дворянской жизни.

Дворянская жизнь в рассказе И.А. Бунина "Антоновские яблоки" (1900)

Так сложилось, что за писателем Иваном Алексеевичем Буниным закрепилось определение «последний русский классик». Действительно, вся его жизнь наполнена некой классикой, образцовостью, тягой к традиционности. Причем речь здесь идет не только о творчестве, но и о пути жизненном. Он родился в дворянской семье, провел детские годы в тихом семейном имении, изучал классические языки и философию, некоторое время работал библиотекарем, был особенно увлечен литературой еще до первых шагов в писательской карьере. Та дворянская основа, заложенная в нем, стала фундаментом и для многих его произведений, которые были высоко оценены критикой еще при жизни автора, а также любимы читателями всего мира и поныне.

Одним из таких знаменитых произведений является рассказ «Антоновские яблоки», написанный автором в 1900 году. Дата создания – не просто год, а рубеж тысячелетий, когда человечество переходит в новый этап жизни, решая при этом, что стоит взять с собой, а что пора оставить в прошлом. В данном рассказе автор дает возможность читателю самому решить, что же стоит хранить и лелеять, а от чего отказаться раз и навсегда.

В основу произведения легли впечатления от посещения имения родного брата Юлия, который сыграл в его жизни важнейшую роль. Именно Юлий подтянул по школьной программе брата, вынужденного по состоянию здоровья оставить гимназию, именно он привил любовь к литературе и заложил в маленьком Иване основы понимания добра, человеколюбия и нравственности.

На первых страницах рассказа перед читателем возникает огромное имение. Описание его типично для произведений 19 века, подобное читатель мог встретить у Льва Толстого: господский дом, сад, липовая аллея, беседки со скамейками. При описании дома большое место отдается интерьеру и библиотеки с перечислением некоторых книг, находящихся в ней. Автор считает, что человек, у которого дома есть книги, не может быть безнравственным, а по произведениям из его коллекции можно узнать о его желаниях и мечтах, интересах и волнениях.

Описание заканчивается многоточием. Оно здесь неспроста. Это некий вздох сожаления. Еще один, возможно последний взгляд, на уходящее. Это тоска по уходящей жизни. Вот такую размеренную, полную тихой семейной радости жизнь нужно забирать с собой в новый век. Но автор понимает, что будет твориться обратное. Родовые гнезда уходят в небытие.

А ему остается вспоминать тот неповторимый яблочный запах, царивший тогда в имении. Автор показывает нам сад в разное время, доказывая, что ночью он ничем не хуже, чем днем, а, быть может, и красивее. Запах яблок в данном рассказе – символ связи прошлого с настоящим. Точно так, как автор пронес через года восприятие этого медового запаха, каждый человек проносит в сердце что-то из своего прошлого в новую жизнь.

Рассказ построен как чередование картин дворянской сельской жизни. Лирический герой вспоминает раннюю осень, золотой сад, кленовые аллеи и запах антоновских яблок; ночью их насыпают в повозку и отправляют в город. В народе говорят, что «ядрёная антоновка — к весёлому году», и урожай яблок напрямую связывают с количеством уродившегося хлеба. Далее в памяти рассказчика возникает окружённая вековыми деревьями усадьба его тётки — здесь приезжего гостя ещё у ворот встречают люди. Среди них — «последние могикане дворового сословия»: старики и старухи, давно вышедшие в отставку; пожилой повар, напоминающий Дон Кихота; седой кучер, доставляющий хозяйку к обедне. Сам дом — сумрачный, чистый и прохладный; в комнатах стоят кресла, инкрустированные столы, зеркала в витых рамах. К гостю выходит тётка, и во время разговоров «про старину, про наследства» на столе появляются угощения — сначала яблоки, запахом которых пропитаны все помещения, затем — варёная ветчина, блюда из птицы, маринованные овощи и сладкий красный квас. Столь же прочным и упорядоченным кажется быт местных «богатых мужиков» — Савелия, Игната, Дрона: в их хозяйствах разводят пчёл, держат жеребцов, в амбарах хранятся холсты и прялки.

Воспоминания, посвящённые охоте, переносят рассказчика в усадьбу Арсения Семёныча, где после обеда собираются люди, облачённые в поддёвки и высокие сапоги. Ближе к вечеру шумная ватага, окружённая собаками, отправляется на лошадях в «какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров». Ночью, выйдя из леса, охотничья компания добирается до усадьбы соседа-помещика и задерживается у него на несколько дней. В иные дни герой просыпается поздно — охотники ещё на заре уехали в леса и поля. Оставшись в одиночестве, юный «барчук» знакомится с домом, листает тяжёлые книги с чернильными пометками на полях и пожелтевшие журналы с произведениями Пушкина, Жуковского, Батюшкова, изучает висящие на стенах портреты женщин и девушек со старинными причёсками — бывших хозяек дворянских гнёзд

Таким образом, основной темой рассказа является тема распада дворянского уклада. Произведению присущи и другие характерные черты прозы Бунина. Во-первых, это пейзажные зарисовки, коих в рассказе множество. Они помогают правильно понять авторскую идею и почувствовать настроение автора. Они позволяют еще раз восхитится красотой русской природы. Во-вторых, это детальность. Бунин описывает всего несколько деталей крестьянского быта. Но они так точны и ярки, так четки, что читатель осознает, насколько автор восхищается крестьянами, их трудолюбием и щедростью.

Рассказ «Антоновские яблоки» заканчивается символично. Концовка перекликается с началом. Если в начале показано утро, и оно было символом рассвета дворянства. То в конце автор описал ночь зимой. Это закат дворянства. Очень частыми в конце становятся многоточия. В первых строках рассказа они создают характер воспоминаний, то в конце несут недосказанность и печаль по прошедшему. Но при этом все знают, что после ночи обязательно настанет утро. Сравнив положение дворянства с ночью, Бунин все же надеялся, что после долгого сумрака, после упадка вновь придет рассвет. И заставлял верить в это читателя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Чацкий - главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» (1825), максималист, человек "нового времени".
Московское светское общество, съехавшееся на бал к Павлу Фамусову, включало в себя весьма колоритных персонажей.
Романтическая героиня повести А.И. Куприна "Олеси" (1898).
Краткая история этого трагического персонажа, ударившегося в мистику.
Богатый барин, умеющий "красиво жить" и разрушивший жизнь Ларисы и Карандышева.
Молодой барин, полюбивший "ведьму" и разрушивший ее жизнь.
Флягин - уникальный персонаж в русской литературе, настоящий русский человек "очарованный" жизнью.
Секретарь Фамусова из комедии Грибоедова «Горе от ума» (1825), максималист, человек «нового времени».
Неудачник не становится известным, потому что ничего не добивается в жизни.

73

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
в первой же серии
А вам сложно было указать в какой серии была эта п...
А точно Степан спасает Гришку на войне, а не наобо...
Пишите про Митьку Коршунова, а фотку поставили Миш...
Я бы добавил Судную ночь.
На тот момент, как был убит Малво, Гас уже не был ...
Фэт-ФрумосЖорж Милославский - квартирный вор 1 месяц назад
ну, друже, ти загнув. який київ, коли Бунша з Жорж...
Copyright © 2015 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.
Яндекс.Метрика