Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», «коронованный» в 1981 году «Оскаром» подарил телезрителю образ новой советской женщины. Катерина Александровна Тихомирова главная героиня киноленты приехала в Москву в 1958 году, как тысячи других провинциалок, чтобы поступить в хороший ВУЗ и получить шанс на самореализацию в жизни. Ей не удалось добрать всего два балла, чтобы оказаться в числе студентов в химико-техническом институте, а новая попытка поступления возможна лишь через год.
Девушке приходится работать на заводе штамповщицей и жить в общежитии, разделяя комнату с Людой и Тоней. Вдобавок, на её голову сваливается просьба дяди Леши — приглядеть за его квартирой, пока они с супругой отдыхают на морях. Катерина вынуждена целый месяц с неудобствами добираться до работы, но у временного жилья есть и целый ряд положительных сторон, которые подруге живописно обрисовала соседка Людочка. Предприимчивая девушка въехала в квартиру вместе с Катей и предложила ей отныне представляться сёстрами, профессорскими дочками. Кате не очень понравилась идея обмана и тот факт, что «маскарад» нужен был для поиска богатых и перспективных женихов. Но в процессе первого же приёма «дочек Тихомировых» героиня влюбляется с первого взгляда в красавца телеоператора Рудольфа, который в свою очередь восхищён прекрасной квартирой и положением Катерины в обществе. Молодой человек знакомит девушку с мамой, отношения быстро развиваются. Узнав о своей беременности, Катерина медлит, так как не хочет начинать семейную жизнь с обмана, а признаться в том, кто она есть на самом деле, боится.
Правда всплывает с приездом на завод телевидения. У Кати, как у самого талантливого из молодых работников берут интервью, а снимает его Рудольф. Пара объясняется чуть позже при личной встрече в парке. Катя рассказывает любимому о своём положении. Он не желает брать на себя никакой ответственности. Рабочая провинциалка Рудольфа не интересует, он уходит. Аборт делать было поздно, и на свет появляется Александра Александровна. Подружки Катерины обзавелись мужьями, в комнате она теперь одна с малышкой. Молодая мать почти не спит, заботясь о ребёнке и штудируя учебники.
На этой трудной ноте зритель прощается с героиней на несколько «киношных» лет и видит её уже совсем другой — деловой, полностью реализовавшейся и эффектной сорокалетней женщиной. Катерина Александровна назначена директором комбината, в её распоряжении отдельная квартира и к месту службы она теперь добирается на собственном Жигулёнке. Подчинённые знают её как строгую, но справедливую начальницу, которая никогда не опаздывает. С подросшей Сашей у Кати доверительные отношения. А вот личной жизни как не было, так и нет, если не брать в расчёт тайные встречи с женатым мужчиной, которые доставляют Катерине больше неудобств, чем радости. Случайная встреча героини со слесарем Гошей в электричке становится началом романа. Новый знакомый заполнил собой весь мир Катерины, подружился с Александрой и был готов жениться на второй день знакомства. Но и эти отношения Катя начинает со лжи. Она не решается сразу сказать простому работяге, что занимает директорскую должность, так как Гоша считает, что семья, где женщина зарабатывает больше мужчины — невозможна.
Обман раскрывается, когда в жизни Кати и её дочери вновь появляется Рудольф, теперь он представляется Родионом Петровичем Рачковым и не носит «маску превосходства». Отец Александры одинок и ему хочется познакомиться с дочкой. Он заявляется в дом к Катерине и при Георгии говорит о её директорской должности. Поражённый открытием, Гоша уходит и пропадает из жизни Кати на 8 дней. К счастью, Гошу уговаривают вернуться и дать Кате шанс исправиться. Героиня чувствует себя абсолютно счастливой — теперь она точно знает, что в сорок лет жизнь только начинается.
Комментарии