в кино и
литературе

Японская сказка о мудром старике и обычай "убасутэ"

Категории:

Однажды один князь, под страхом суровой кары ослушникам, приказал относить всех стариков, которым исполнилось 60 лет, на покрытую густым лесом гору Обасутэ, и бросать их там на произвол судьбы.

Японская сказка о мудром старике и обычай "убасутэ"

Пришёл черёд снести на гору своего престарелого отца и двум братьям. Пока они целый день поочерёдно несли родителя на спине по горным склонам, тот отламывал ветви деревьев и бросал их за собой, помечая дорогу. А на вопрос сыновей отвечал, что делает это для их же собственного блага.

Наконец братья покинули отца-старика, но на обратном пути заблудились в ночном лесу, заполненном страшными звуками волчьего воя, и были вынуждены вернуться к оставленному родителю. Осознав, как сильно любит их отец, специально для них сделавший пометки из брошенных веток, братья решились нарушить указ правителя и тайно содержать отца в подвале дома, кормить и почитать.

По прошествии года князь пожелал найти умельца, который смог бы свить верёвку из пепла. По совету умудрённого годами родителя братья решили попробовать: вымочили в солёной воде солому, свили её в жгут, высушили и сожгли. Получилась требуемая верёвка из пепла. Но князь решил их испытать снова и приказал найти способ продеть нить через все завитки морской раковины большого размера. Опять отец пришёл братьям на выручку, предложив пустить в раковину муравья, к которому и привязал нитку, а на выходе из раковины для приманки насекомого насыпал несколько зёрен риса. Ориентируясь по запаху пищи, муравей пролез через все завитки раковины, распутывая нитку за собою.

Обрадовался князь, что в его владениях живут такие умные жители, и стал расспрашивать братьев о причине успехов. А те, видя расположение правителя, не стали ничего от него скрывать и всё рассказали о своём отце.

«Поистине старые люди — кладезь премудрости!» сказал им в ответ князь, наградил братьев великолепными дарами и лишил силы свой прежний указ, который приговаривал стариков к одинокой смерти на горе Обасутэ.

Немного теории об указе князя

Убасутэ («отказ от старухи»), также называемый «обасутэ», а иногда «оясутэ» — обычай, будто бы существовавший в стародавней Японии. Описывался как отправка в лес или в горы престарелых родителей на голодную и/или холодную смерть, с целью избавления от лишних ртов. Никакими документальными источниками не подтверждается, являясь исключительно бродячим фольклорным сюжетом, лёгшим в основу многих легенд, стихов и коанов. В сказаниях об убасутэ его причинами называются деспотичный указ правителя, также наступившая засуха или угроза голода.

В подтверждение реальности существования данного обычая в древности иногда приводят аргумент, что у города Тикума в японской префектуре Нагано расположена гора Камурикияма, одно из названий которой — Убасутэяма. Однако последнее наименование стало употребляться лишь с конца XIX века, поэтому не может приводиться в качестве доказательства.

Сам дух японского законодательства, начиная с первого административного кодекса VII века, противоречит доводу, что старики в прошлом служили непосильной обузой для семьи: подданные, возраст которых превышал 60 лет, имели значительные льготы при налогообложении. А по городским уставам за убийство отца или матери были предусмотрены жесточайшие наказания. Идеи конфуцианства, рано проникшие в страну из Китая, в свою очередь проповедовали уважительное отношение к людям пожилого возраста. В связи с этим, высказывались предположения, что именно несовместимость с реалиями и экзотическая дикость истории об убасутэ послужила популярности подобных рассказов среди населения, которые были чем-то вроде городских легенд современности, хотя нельзя полностью исключить вероятность подобных случаев в бедных и отдалённых от цивилизации деревнях, расположенных в горах.

Обычай убасутэ является основой сюжета «Легенда о Нараяме» (1983) японского режиссёра Сёхэя Имамуры ( Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 1983 году).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Традиции из фильма Сёхэя Имамуры "Легенда о Нараяме" (1983)
Добрый хранитель леса из аниме Х.Миядзаки "Мой сосед Тоторо" (1988).
Отрывок и из романа Б. Акунина "Алмазная колесница" (2002).
Хитроумный план ниндзя Тамбы из романа Б. Акунина "Алмазная колесница" (2002).
Описание искусства "нинсо" из романа Б. Акунина "Алмазная колесница" (2002).
Жанр военных повестей гунки возник в японской литературе в XII-XIII вв. К этому времени завершило своё формирование самурайское сословие, деятельность которого и была отражена в гунки.
Сцена из фильма В. Шукшина "Живет такой парень" (1964).
Сцена из фильма Эльдара Рязанова "Старики-разбойники" (1971).
Идея "социального вируса" из романа Кодзи Судзуки "Звонок" (1991).

127

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
РЕКОМЕНДУЕМ
КОММЕНТАРИИ
Нет, это был какой-то рассказ, связанный с иноплан...
Станислав Лем - Эр...ка и с...кс в фантастике и фу...
Посмотрел недавно фильм 1973 г "Изгоняющий дьявола...
Ящик с данными, Педучат Динеша
К сожалению, это слишком накладно. Помню только, ч...
Спасибо за отличную подборку кусочка жизни сериала...
Фэт-ФрумосКниги о выживании (приключенческий жанр) 3 месяца назад
можно еще добавить "пегий пес, бегущий краем моря"...
Copyright © 2015 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.
Яндекс.Метрика