в кино и
литературе

Человек в русской литературе 19 века

Категории:

Гуманизм и тема человека в произведениях Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого.

Человек в русской литературе 19 века

Знаменитые формулы, выдвинутые русской литературой на рубеже XX столетия, до сих пор живы в нашей памяти. Мысль о высоком предназначении человека, о человеке-творце, преобразующем мир по законам справедливости и красоты, не только обозначала новый этап художественного развития, но и подводила своего рода гуманистические итоги истории отечественной словесности в той ее интонации, которая слышится уже у Державина. Два века назад именно Державин осмелился в оде, скорее-богоборческой, чем религиозной, уподобить человека богу.

Гуманизм справедливо считается одним из важнейших критериев художественного прогресса. В самом деле, если литература и продвигается вперед со времен, например, Шекспира, так ведь не тем, что превосходит Шекспира в эстетических достоинствах. А тем, что обнаруживает — всякий раз сообразно потребностям своего исторического времени — возможность по-новому сочувствовать человеческому страданию, восхищаться творческими силами человека, протестовать против социальных обстоятельств, препятствующих их осуществлению. В этом отношении вклад русской литературы в мировую культуру поистине уникален.

А.С. Пушкин

Пушкин уже сам по себе являл не просто чудо гармонической полноты и реализации человеческого духа, но и пример художника колоссального гуманистического диапазона. Этот диапазон простирался от призыва «милости к падшим» и угнетенным («Станционный смотритель») до бескомпромиссного «восславления свободы» (будь то гимн «скорбному труду» декабристов, картины народного мятежа Пугачева или даже пристальный интерес к индивидуалистическому бунту Германа в «Пиковой даме»). В пушкинском творчестве наметились важнейшие линии русской литературы XIX века, от Гоголя и Достоевского до Чехова. Проза и поэзия Пушкина развернули перед читателем целую галерею образов, воплотивших национальную жизнь во всем ее мощном созидательном размахе, во всем богатстве ее духовного колорита. Высказанное вскользь (в «Путешествии в Арзрум») предположение, что между нами «может находиться» «другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе», имело для Пушкина принципиальный характер. Мир обычных людей представал в его произведениях как необычный, исполненный творческого пафоса, а мир художественно-профессиональный раскрывался в своем «обычном», иначе говоря — общечеловеческом значении.

Н.В. Гоголь

Проза Гоголя, несмотря на очевидный «сарказм» и «неумолимость» в обрисовке быта чиновничье-помещичьей России, дала Герцену полное право говорить о «трогательной, поэтической, льющейся через край душе». Эта душа проступала не только в народно-поэтическом мире «Вечеров...» или «Тараса Бульбы», не только в реквиеме загубленной красоте, каким звучат «Невский проспект» и «Портрет», но и в лирических отступлениях «Мертвых душ». Здесь художник прорывался из затхлой атмосферы провинциальных городков и помещичьих усадьб к вере в великую, полную еще не воплощенных сил, несущуюся в будущее страну. «Припрягая» «подлеца», «вызывая наружу», автор мечтает в своем романе совсем об ином «поприще» — о «величавом громе других речей».

Гоголь в «Авторской исповеди» свидетельствует, что в процессе работы над романом ему «яснее представлялся идеал прекрасного человека». Этот идеал остался в «Мертвых душах» трагически неосуществленным, но мысль о возможностях народа, о «разметнувшейся на полсвета земле», особо оттеняющая гротесковую, невероятную сторону предприятия Чичикова, пронизывает буквально все пласты романа. «Богатырская» тема эта в русской классической литературе после Гоголя (да и после Пушкина, постоянно обращавшегося к ней в фольклорном ключе) никогда не угасала. Она гулким резонансом отозвалась даже в чеховской прозе, вовсе, казалось бы, далекой от гоголевского эпического взгляда.

Л.Н. Толстой

Крайне любопытно, кстати, что Л. Толстой, по свидетельству жены, после «Войны и мира» собирался написать роман о современности, о людях, университетски образованных, и взять характеры русских богатырей для этого романа. Трудно, разумеется, судить о неосуществленном произведении, но разве не поразительна сама эта идея «пересадки» былинного характера в сегодняшний день во имя воплощения каких-то мощных позитивных начал современного автору бытия! В поиске подобных начал, путей всесторонней и гармонической реализации человеческой личности, как не раз показывали исследователи, и видел Толстой главный смысл своей жизненной и художественной деятельности, определившей звучание автобиографической трилогии и «Казаков», его великих романов и народных рассказов, притч и педагогических статей.

Ф.М. Достоевский

Вряд ли удастся найти двух более несхожих — по судьбе, творческим пристрастиям, материалу, кругу персонажей и т. д. — прозаиков, нежели Толстой и Достоевский. Но под многими мыслями, высказанными Достоевским от себя лично и от лица своих персонажей, Толстой мог бы уверенно подписаться. Имеется в виду полемика Достоевского с «рассудком» и «расчетом» западной цивилизации, дробящими целостного человека; опасения писателя, связанные с будущим человеческим «муравейником», урбанистической нивелировкой личности; проблема сложности человеческой души; проповедь права человека на свободу и свободное духовное единение с другими людьми, отвергающую любые формы насилия и моральной «вседозволенности»; идеи добра, справедливости и красоты. Широко известно утверждение Достоевского, что красота спасет мир, и те надежды, которые возлагал он в этом отношении на искусство.

При всех противоречиях, раздирающих сознание персонажей Достоевского, при всей глубине и подчас пугающей мрачности их психологических «бездн» его излюбленные герои несут в себе огромный запас нравственной чистоты, «мечтательной» энергии. Эта энергия которая не может быть реализована в силу глобальной несправедливости, неправедности общественного устройства, отторгающего подобный тип личности как неприемлемый и нежизнеспособный. Неспособность к социально значимому действию, мечтательность предельно заостряют в художественном мире Достоевского роль индивидуальной нравственности, доходящей порой до «святости». Она же и формирует концепцию подлинно прекрасного, но «погибшего человека», «восстановлению» которого призвано служить искусство.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кузнец Вакула
Центральный персонаж сказочной повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (1832) - паренёк Вакула, кузнец и талантливый художник.
Характеристика гостей Фамусова на балу
Московское светское общество, съехавшееся на бал к Павлу Фамусову, включало в себя весьма колоритных персонажей.
Гордей Торцов - персонаж пьесы А.Н. Островского "Бедность не порок"
Один из главных героев комедии «Бедность не порок» зажиточный купец Гордей Карпыч Торцов, который приходится отцом Любови и братом Любима.
Дворянская жизнь в рассказе И.А. Бунина "Антоновские яблоки" (1900)
Описание знаменитого рассказа русского классика об упадке дворянской жизни.
Зачем Чичиков покупал "мертвые души" - суть аферы
В романе Н.В.Гоголя "Мертвые души" Чичиков Павел Иванович скупает умерших крепостных у помещиков.
​Жуткая сцена с мертвецами из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"
"Страшная месть" даст форму любому современному ужастику.
Монолог князя Мышкина о смерти и гильотине (текст)
Мнение князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского "Идиот" (1868).
Монолог князя Мышкина о ценности времени (текст)
Сцена из романа Ф.М. Достоевского "Идиот" (1868): в гостях у Епанчиных.
Законы Запорожской Сечи
Суровые Законы Сечи из повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" (1835).

1576

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
Спасибо большое, мне так был нужен один момент из ...
Дубровский - Владимир, а не Дмитрий!!!!
Обломов Грибоедова? Всё норм?
СвятославЛучшие фильмы-антиутопии (топ-30) 16 дней назад
а где Письма мертвого человека?
Спасибо
Дух был Вендиго, а не Вакиньян.
Прочитал это произведение лет в 12. Оставило ...
Copyright © 2015 - 2019 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.