в кино и
литературе

​Козетта - приемная дочь Жана Вальжана

Категории:

Бедная сирота, персонаж романа Гюго «Отверженные» (1862).

​Козетта - приемная дочь Жана Вальжана

Символом детей, эксплуатируемых взрослыми, маленьких страдальцев и мучеников в романе Гюго «Отверженные» выступает героиня Эфрази Козетта Фошлеван известная читателю также как мисс Мадлен, мадмуазель Лануар, Урсула и Жаворонок. 

Судьба Козетты

Девочка, а позднее по сюжетной линии молодая, красивая девушка, была незаконнорождённой дочерью обесчещенной простолюдинки Фантины и ветреного соблазнителя Феликса Толомьеса. Чтобы содержать своё дитя, несчастная Фантина отдала девочку в семью трактирщиков Тенардье, а сама работала на износ, регулярно высылая им деньги. 

Опекуны Козетты оказались алчными и жестокими людьми. Они возненавидели воспитанницу и держали её в «чёрном теле», заставляя на себя много работать. При этом, совершенно не стесняясь, вымогали у матери девочки всё большие и большие суммы на содержание. Постоянная работа на морозе и в жару, отсутствие ласки и любви сделали из девочки угрюмую страшненькую худышку. Местные звали брошенную сироту Жаворонком, ведь места она занимала не больше птахи, вставала ни свет, ни заря, была пуглива и невесома. Одна только разница, этой птичке было не до песен. Уверенная, что её дочь счастлива, наивная Фантина работала на предприятии Вальжана до несправедливого доноса, а после была вынуждена зарабатывать проституцией, не жалея себя. Умирая от чахотки, обеспокоенная дальнейшей судьбой дочери мать упросила Жана Вальжана позаботиться о Козетте.

Козетта и Жан Вальжан

В один из вечеров, отправленная к колодцу в лесу за водой, Козетта повстречала Жана Вальжана, который в срочном порядке забрал измученное дитя под свою защиту и увёз в Париж. Сначала беглецы жили в лачуге Горбо, потом спасаясь от преследований полиции, перебрались в монастырь бернардинок, там Козетта получила начальное образование и подросла. Позднее, сопровождая названного отца на прогулках в Люксембургском саду, девушка встретила студента Мариуса, молодые люди горячо полюбили друг друга. Мариус был в списках революционеров и выжил после краха восстания только благодаря самоотверженности Жана Вальжана, поначалу настроенным против отношений молодых людей. 

После выздоровления от полученных ранений Мариус предлагает своей возлюбленной руку и сердце, они женятся и счастливы в браке. До самого конца истории Козетта не знала правды о каторжном прошлом приёмного отца и горькой истины о жизни и смерти родной матери. 

Цитаты о Козетте

...Козетта отдалась печальным размышлениям; ей было только восемь лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой...


...В первом ряду, на самом видном месте, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось на витрине, к изумлению прохожих не старше десяти лет. Но во всём Монфермейле не нашлось ни одной настолько богатой или расточительной матери, чтобы купить эту куклу своему ребёнку. Эпонина и Азельма часами любовались ею, да и сама Козетта, правда украдкой, нет-нет, да и взглядывала на неё. Даже в ту минуту, когда Козетта вышла с ведром в руке, мрачная и подавленная, она не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла её. 

Бедное дитя замерло на месте. Козетта ещё не видала этой куклы вблизи. Вся лавочка казалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее перед маленьким жалким существом, поверженным в нужду. Козетта понимала, какая пропасть отделяет её от этой куклы. Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть такой вещью. 

Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаз от волшебной лавки. Чем больше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Она смотрела с таким восторгом, что забыла обо всём, даже о поручении, которое должна была выполнить.

Внезапно грубый голос трактирщицы вернул её к действительности: 

— Как! Ты всё ещё тут торчишь, бездельница? Вот я тебе задам! Скажите, пожалуйста! Чего ей тут нужно? Погоди только у меня, уродина!

Схватив ведро, Козетта со всех ног помчалась за водой. Больше Козетта не глядела ни на одну витрину. Пока она шла по улице Хлебопёков, её путь освещали огни лавчонок, но вскоре последний свет крайней палатки потух. Бедная девочка очутилась в темноте. Ею стал овладевать какой-то смутный страх, поэтому она на ходу изо всей силы громыхала дужкой ведра. Этот шум разгонял её одиночество...


...Козетта была некрасива. Возможно, будь она счастливым ребенком, она была бы миловидна. Мы уже бегло набросали этот маленький печальный образ. Козетта была худенькая, бледная девочка, на вид лет шести, хотя ей шел восьмой год. Ее большие глаза, окруженные синевой, казались почти тусклыми от постоянных слез. Уголки рта были опущены с тем выражением привычного страданья, которое бывает у приговоренных к смерти и у безнадежно больных. Руки ее, как предугадала мать, "потрескались от мороза". 

При свете, падавшем на Козетту и подчеркивавшем ее ужасающую худобу, отчетливо были видны ее торчащие кости. Ее постоянно знобило, и от этого у нее образовалась привычка плотно сдвигать колени. Ее одежда представляла собой лохмотья, которые летом возбуждали сострадание, а зимой внушали ужас. Ее прикрывала дырявая холстина; ни лоскутка шерсти! Там и сям просвечивало голое тело, на котором можно было разглядеть синие или черные пятна - следы прикосновения хозяйской длани. 

Тонкие ножки покраснели от холода. В глубоких впадинах над ключицами было что-то до слез трогательное. Весь облик этого ребенка, его походка, его движения, звук его голоса, прерывистая речь, его взгляд, его молчание, малейший жест - все выражало и обличало одно: страх. Козетта была вся проникнута страхом, он как бы окутывал ее. Страх вынуждал ее прижимать к груди локти, прятать под юбку ноги, стараться занимать как можно меньше места, еле дышать; страх сделался, если можно так выразиться, привычкой ее тела, способной лишь усиливаться. В глубине ее зрачков таился ужас. 

Этот страх был так велик, что, хотя Козетта вернулась домой совершенно мокрая, она не посмела приблизиться к очагу, чтобы обсушиться, а тихонько принялась за работу...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Отрывок из романа В. Гюго "Отверженные" (1862).
Жавер - полицейский, признавший, что высшая справедливость главнее закона.
Персонаж романа Гюго «Отверженные» (1862), изменивший Жана Вальжана.
Отрывок из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831) о несчастной любви.
Шикарная сцена из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831).
Страшное ремесло, распространенное, по мнению В. Гюго, в Европе 17-го столетия.
Отрывок из романа В. Гюго "Человек, который смеется" (1869).
Сцена боя из романа В. Гюго "Человек, который смеется" (1869).

749

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
Если информация из Вики верна, они еще и братья.
в первой же серии
А вам сложно было указать в какой серии была эта п...
А точно Степан спасает Гришку на войне, а не наобо...
Пишите про Митьку Коршунова, а фотку поставили Миш...
ИванЛучшие фильмы-антиутопии (топ-30) 1 месяц назад
Я бы добавил Судную ночь.
На тот момент, как был убит Малво, Гас уже не был ...
Copyright © 2015 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.
Яндекс.Метрика