в кино и
литературе

​Старуха-процентщица - "ненужный человек", убитый Раскольниковым

Категории:

Персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866)

​Старуха-процентщица - "ненужный человек", убитый Раскольниковым

В измученном мозгу главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова родилась страшная теория, основная мысль которой оправдывает убийство ради общего блага представителем «высшей» категории людей человека «ненужного». 

Образ старухи-процентщицы

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог. 

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души...

Роль в сюжете

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок». Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Спор студента с офицером о старухе

...Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Родион Романович Раскольников - характеристика героя
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
Авдотья Романовна Раскольникова - характеристика персонажа
Сестра Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
Аркадий Иванович Свидригайлов - характеристика персонажа
Интересный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
​Порфирий Петрович - следователь, поймавший Раскольникова
Персонаж из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (1866).
Судьба Сони Мармеладовой
Святая грешница из из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
Разумихин Дмитрий Прокофьевич - образ настоящего друга
Друг Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).
​Петр Петрович Лужин - характеристика персонажа
Подлец из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866)
Сон Раскольникова про лошадь
Первый страшный сон Раскольникова. Отрывок из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (1866).
Как боги наказали царя Тантала за оскорбление
История из мифов и легенд Древней Греции.

12663

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
Не понимаю. в чем тут идеи?
5ILZZZJ92ZW4 www.yandex.ruСуть современного искусства 1 день назад
5ILZZZJ92ZW4 www.yandex.ru
Что тут ужасного? Мне кажется - это краткий курс п...
не на Гаити, а на Таити он уехал, вернее, уплыл на...
ЧИНГАЧКУКХарактеристика гостей Фамусова на балу 26 дней назад
АХУЕНыЙ РАЗБОР , ЧАЦКИЙ ТОП , ФАМУСОВ САСИ
пересмотрите битву папса и т 3000. когда папс его ...
Copyright © 2015 - 2019 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.