Что такое гунки
Основа сюжета гунки — исторические события. Сказаниям свойственны многие черты, характерные для эпоса, главная из которых — масштабность событий. Для гунки характерна гиперболизация изображаемого. Длинные списки титулов и званий, рассказы о строительстве храмов сближают гунки с хрониками и историческими записями.
Ввиду того, что военные повести о самураях были созданы выходцами из других сословий, при помощи анализа гунки представляется возможным оценить восприятие облика самурайства средневековым обществом (главным образом, его высшими слоями, т.е. аристократией и духовенством), а также проследить эволюцию его образа с течением времени.
Главные произведения
Центральными произведениями жанра гунки считаются "Хогэн моногатари", "Хэйдзи моногатари", "Хэйкэ моногатари" (XIII в.) и "Тайхэйки" (XIV в.). Характеристики главных героев и общие тенденции именно этих повестей будут использованы в качестве примеров при дальнейшем анализе.
Первое из них повествует о "мятеже годов Хогэн" - схватке за высшую государственную власть, произошедшей в 1156 г., длившейся всего несколько часов, но имевшей серьезные общественные и политические последствия. В центре внимания другого произведения - "мятеж годов Хэйдзи". Оно посвящено противостоянию родов Тайра и Минамото. События, описанные в "Хэйдзи-моногатари", частично нашли свое отражение и в произведении " Хэйкэ-моногатари" ("Повесть о доме Тайра"), целиком сосредоточенном на истории развития конфликта Тайра-Минамото. Крупнейшим повествованием гунки, насчитывающим 40 свитков, считается "Тайхэйки" ("Повесть о Великом мире"). В центре - события 1318–1367 гг., связанные с войной между Южной и Северной династиями.
Также можно отметить два менее эпичных произведения: "Сога-моногатари" ("Сказание о братьях Сога") - история о разделе наследства, вылившаяся в трагедию кровной мести и "Гикэйки" ("Сказание о Ёсицунэ"), посвященное истории жизни прославленного героя Минамото-но Ёсицунэ.
Образ самурая
В качестве первой особенности отражения образа самураев во всех вышеперечисленных гунки следует назвать восприятие самураев исключительно как воинов. Несмотря на то, что буси нередко занимали чиновничьи посты, а также обладали земельными наделами и, как следствие, имели возможность заниматься сельским хозяйством, данные аспекты жизни самураев практически не присутствуют в повествовании.
Уникальность класса самураев
Акцентируя внимание на военной деятельности самурайства, авторы произведений обозначают уникальность данного класса и подчёркивают отличие его представителей от самих себя. В особенности это заметно в ранних гунки, отчасти создававшихся ещё в период господства женственной аристократической культуры кугэ, когда грубая сила, недостаточное владение манерами и низкий в сравнении с аристократическим уровень образования самураев (в большей степени это касалось буси из региона Канто, даже получивших прозвище «восточные варвары») воспринимались с пренебрежением.
Впоследствии, с укреплением позиций самурайской культуры, пренебрежение было в значительной мере вымещено восхищением системой ценностей буси (преданностью, доблестью, честью и т.д.) и естественностью их поведения.
Естественность как бы оправдывала неэтичность, нередко проявляемую самураями и по сути также являющуюся важной деталью их морального облика. Однако, стоит отметить, что главные герои гунки отчасти по-прежнему уподоблялись аристократам: на фоне второстепенных персонажей они выглядят более утончёнными и эмоционально восприимчивыми.
Трагичность судеб самураев
Судьбы героев военной повести как части их образов также заслуживают отдельного внимания. Как правило, основные действующие лица гунки, оказавшись на вершине успеха, стремительно падают на самое дно, где и встречают свой конец.
Подчёркнутая трагичность участи главного героя, обусловленная в основном меланхоличным восприятием жизни аристократии, а также влиянием на последнюю идей о наступлении конца закона, популярных в Средние века, является неотъемлемой частью повествования гунки.
Данная тенденция просматривается у самых истоков жанра: Тайра-но Масакадо, главный герой повести «Сёмонки» (XI в.), по мнению некоторых учёных, заложившей традиции гунки, после успешного проведения военной кампании оказывается схвачен и казнён. В более позднем произведении, «Хэйкэ моногатари», один из главных действующих лиц, Минамото-но Ёсицунэ, несмотря на значительные первоначальные успехи, был повержен и обращён в бегство, а в последствии покончил жизнь самоубийством. Та же участь постигла и главного героя «Тайхэйки», блестящего полководца Кусуноки Масасигэ.
Моральный облик самурая
Существенные морально-этические изменения в облике героев гунки касаются в первую очередь понятия преданности. Во времена написания «Хогэн моногатари» и «Хэйдзи моногатари», равно как и во времена событий, описанных в данных повестях, кодекс чести самураев ещё пребывал в стадии формирования. Как следствие, основы самурайских ценностей, широко известные в современном мире, ещё не были провозглашены. Для буси в XII-XIII вв. первостепенной оставалась не столько верность общему делу, сколько личная преданность своему господину.
Именно поэтому во многих произведениях жанра гунки, описывающих события XII-начала XIII вв., присутствуют примеры перехода союзных войск на сторону противника, не сопровождаемые каким бы то ни было порицанием самураев, поскольку те лишь подчинились воле господина, посчитавшего выступление против бывшего союзника более выгодным мероприятием. Вышеописанное положение дел, однако, начинает изменяться, и уже в конце XIV в. в повести «Тайхэйки» провозглашается первостепенность верности долгу для воинов. Преклонение перед законами долга становится залогом подлинной самурайской чести.
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что образ самураев в гунки претерпевал определённые изменения по мере развития жанра. Так, изначально представленные грубыми и неотёсанными варварами, буси по прошествии времени всё чаще начинают представать перед читателем в качестве преданных делу воинов, недостаток образованности которых перестаёт быть достойным осуждения, остаётся в тени их доблести и славы.
Также характерно для гунки воспевание самурайского умения решать проблемы хитростью (в т.ч. если «хитрость» подразумевает под собой предательство союзников и пр.) и т.п., как искреннего проявления человеческой натуры, а естественность, как уже упоминалось ранее, на протяжении всего периода создания военных повестей оставалась одной из ключевых черт образа буси.
Красной нитью проходит через все повести и гипертрофированная трагичность судеб главных действующих лиц, подкреплённая упоминаниями о кармическом воздаянии.
Преданность самурая
Наиболее существенным изменениям подверглось отражение восприятия самураями понятия чести и преданности. Если в ранних произведениях жанра внимание акцентировано на личной преданности вассала своему сюзерену, то в поздних повестях центральное место занимает верность самурая долгу воина, а также следование сформировавшимся к XIV в. законам кодекса бусидо.
Комментарии