Тиль Уленшпигель (хитрец из голландского фольклора) был принят одним знатным князем на должность живописца для написания картины на стенах залы его замка. На картине нужно было изобразить князя в окружении его приближенных. При этом Уленшпигель оказался в весьма затруднительном положении. Дело в том, что князь требовал, чтобы картина в точности соответствовала действительности, тогда как его придворные (тайно от князя) требовали, чтобы Уленшпигель приукрасил их физические недостатки. И князь и его окружение угрожали бедному "художнику" страшной расправой в случае невыполнения их пожеланий.
Хитрий Уленшпигель нашел выход. Он не стал рисовать ничего и, когда время, отведенное на написание картины, вышло, объявил всем, что картина нарисована, но, из-за волшебных свойств, увидеть ее могут только люди благородных кровей.
Понятно, что боясь быть уличенными в недостаточно хорошем происхождении, все придворные (да и сам князь), стали восхищаться пустыми стенами, Тиль Уленшпигель получил награду и успел ретироваться (все чуть не испортил шут, заявивший, что ничего не видит).
Кстати, аналогичный сюжет имеет знаменитая сказка Ганса Христиана Андерсона "Голый король" (мошенники продают королю платье из ткани, невидимой для дураков, и все его окружение, боясь прослыть глупцами, "видят" его обновку).
P.S. В психологии такое явление называется множественным невежеством. Это ситуация, в которой большинство людей отвергают какую-либо норму (про себя), но неправильно думают, что остальные её поддерживают, и, соответственно, поддерживают её тоже.
Комментарии