в кино и
литературе

​Чем человек отличается от обезьяны: ум "Б"

Категории:

Отрывок об источнике «гламура»из романа Виктора Пелевина «Empire V» (2006).

​Чем человек отличается от обезьяны: ум "Б"

– На самом деле, – продолжал он, – это чрезвычайно древняя метафора, которая была известна еще в Атлантиде. Она содержит прозрение, которое люди в те времена не могли выразить иначе, чем иносказательно. Прозрение вот в чем: мы живем не среди предметов, а среди ощущений, поставляемых нашими органами чувств. То, что мы принимаем за звезды, заборы и лопухи, есть просто набор нервных стимулов. Мы наглухо заперты в теле, а то, что кажется нам реальностью – просто интерпретация электрических сигналов, приходящих в мозг. Мы получаем фотографии внешнего мира от органов чувств. А сами сидим внутри полого шара, стены которого оклеены этими фотографиями. Этот полый шар и есть наш мир, из которого мы никуда не можем выйти при всем желании. Все фотографии вместе образуют картину мира, который, как мы верим, находится снаружи. Поняли?

– Да, – сказал я.

– Простейший ум похож на зеркало внутри этого полого шара. Оно отражает мир и принимает решение. Если отражение темное, надо спать. Если светлое, надо искать пищу. Если отражение горячее, надо ползти в сторону до тех пор, пока не станет прохладно, и наоборот. Всеми действиями управляют рефлексы и инстинкты. Назовем этот тип ума «А». Он имеет дело только с отражением мира. Поняли?

– Конечно.

– А теперь попробуйте представить живое существо, у которого два ума. Кроме ума «А», у него есть ум «Б», который никак не связан с фотографиями на стенах шара и производит фантазмы из себя самого. В его глубинах возникает такое… полярное сияние из абстрактных понятий. Представили?

– Да.

– Теперь начинается самое важное. Представьте, что ум «Б» является одним из объектов ума «А». И те фантазмы, которые он производит, воспринимаются умом «А» в одном ряду с фотографиями внешнего мира. То, что ум «Б» вырабатывает в своих таинственных глубинах, кажется уму «А» частью отчета о внешнем мире.

– Не понимаю, – сказал я.

– Так только кажется. Вы оба сталкиваетесь с этим много раз в день.

– Можно пример? – спросила Гера.

– Можно. Представь себе, скажем… Что ты стоишь на Новом Арбате и смотришь на два припаркованных у казино автомобиля. По виду они почти одинаковые – черные и длинные. Ну, может быть, один чуть ниже и длиннее. Представила?

– Да, – сказала Гера.

– Когда ты замечаешь разницу в форме кузова и фар, отличие в звуке мотора и рисунке шин – это работает ум «А». А когда ты видишь два «мерса», один из которых гламурный, потому что это дорогущая модель прошлого года, а другой – срачный ацтой, потому что на таком еще Березовский ездил в баню к генералу Лебедю и в наши дни его можно взять за десять грин – это работает ум «Б». Это и есть полярное сияние, которое он производит. Но для тебя оно накладывается на две черные машины, стоящие рядом. И тебе кажется, что продукт ума «Б» – это отражение чего-то действительно существующего снаружи.

– Хорошо объясняете, – сказал я. – А разве оно не существует снаружи на самом деле?

– Нет. Это легко доказать. Все отличия, которые замечает ум «А», могут быть измерены с помощью физических приборов. Они останутся такими же и через сто лет. А вот те отличия, которые приписывает внешнему миру ум «Б», никакой объективной оценке или измерению не поддаются. И через сто лет никто даже не поймет, в чем именно они заключались.

– А почему тогда разные люди, увидев эти две машины, подумают одно и то же? Насчет того, что одна гламурная, а другая срачная? – спросила Гера.

– Потому что ум «Б» у этих людей настроен на одну и ту же волну. Он заставляет их видеть одинаковую галлюцинацию.

– А кто создает эту галлюцинацию? – спросил я.

– Ум «Б» и создает. Точнее, множество таких умов, поддерживающих друг друга. Этим люди отличаются от животных. Ум «А» есть и у обезьяны, и у человека. А вот ум «Б» есть только у человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как заставить покупателя задержаться в магазине
Маркетинговый ход из романа Виктора Пелевина «Empire V» (2006).
Зверь, именуемый Кот: маркетинговая идея Насреддина
Идея из повести Л.В. Соловьева о приключениях Насреддина "Очарованный принц" (1980).
​Маркетинговый ход гостиницы "Экономическая"
Идея привлечения клиентов и их облапошивания из романа-сказки Н. Носова "Незнайка на Луне" (1967).
​Про российский бизнес в 90-е и рекламу
Отрывок из романа Виктора Пелевина "Generation «П»" (1999).
Как раскрутить парк развлечений: стратегия "вам сюда нельзя"
Идея Картмана из мультсериала Трея Паркера и Мэтта Стоуна «Южный Парк» (1997 - ...) (5-й сезон, серия 6).
​​Как рекламировать сигареты: идея рекламы Лаки Страйк
Рекламная мысль Дона Дрейпера из сериала Мэттью Вайнера "Безумцы" (2007 - 2015).
Демонстративное потреблении духовных благ и смысл жизни
Идея из романа Виктора Пелевина "Empire V" (2006).
Рецепт успеха от малообразованного зубного врача из рассказа Чехова
Уроки бизнеса из рассказа А.П. Чехова "Общее образование" (1885).
Хитрый маркетинговый ход: как продать американский табак мужикам
Сюжет из фильма Евгения Татарского "Джек Восьмёркин — американец" (1986).

1212

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
Спасибо большое, мне так был нужен один момент из ...
Дубровский - Владимир, а не Дмитрий!!!!
Обломов Грибоедова? Всё норм?
СвятославЛучшие фильмы-антиутопии (топ-30) 1 месяц назад
а где Письма мертвого человека?
Спасибо
Дух был Вендиго, а не Вакиньян.
Copyright © 2015 - 2019 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.