в кино и
литературе

Компрачикосы из романа В. Гюго "Человек, которой смеется" (1869)

Категории:

Страшное ремесло, распространенное, по мнению В. Гюго, в Европе 17-го столетия.

Компрачикосы из романа В. Гюго "Человек, которой смеется" (1869)

Компрачикосы представляли собой тайное сообщество, зарабатывающее на «изготовлении» уродов из детей. Купленным детям наносились искусные увечья (на компрачикосов работали хорошие хирурги — в романе таким был Хардкванон). Гюго пишет, что в отличие от простых бродяг, компрачикосы были настоящими профессионалами.

… Совсем иное дело компрачикосы. Это были честные люди. Можно быть о них какого угодно мнения, но они порой бывали честны до щепетильности. Они стучались в дверь, входили, покупали ребенка, платили деньги и уносили его с собой. Сделка совершалась так, что покупателей ни в чем нельзя было упрекнуть...

Кстати, иногда детей отдавали компрачикосам знатные особы, желая избавиться от будущих конкурентов. В частности, главный герой романа Гуинплен был по рождению лордом Ферменом Кленчарли, единственным сыном покойного лорда Кленчарли, которого выкрали и изуродовали по желанию короля.

Затем дети использовались как попрошайки (калекам подают больше), актеры в балаганах (люди любили посмотреть на уродов), а также как шуты при богатых людях (даже при королевском дворе).

Компрачикосы процветали до воцарения Вильгельма III, который издал ряд законов, запрещавших подобную деятельность и предусматривавших за нее суровую кару.

Цитаты

… Дети служили забавой. Но нормальный ребенок не очень забавен. Горбун куда потешнее. Отсюда возникает настоящее искусство. Существовали подлинные мастера этого дела. Из нормального человека делали уродца. Человеческое лицо превращали в харю. Останавливали рост. Перекраивали ребенка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука. Представьте себе ортопедию наизнанку. Нормальный человеческий взор заменялся косоглазием. Гармония черт вытеснялась уродством. Там, где бог достиг совершенства, восстанавливался черновой набросок творения. И в глазах знатоков именно этот набросок и был совершенством...


… У них были свои особые приемы. Это искусство исчезло бесследно. Из рук компрачикосов выходило странное существо, остановившееся в своем росте. Оно вызывало смех; оно заставляло призадуматься. Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребенка, что родной отец не узнал бы его. Иногда они оставляли спинной хребет нетронутым, но перекраивали лицо. Они вытравляли природные черты ребенка, как спарывают метку с украденного носового платка. У тех, кого предназначали для роли фигляра, весьма искусно выворачивали суставы; казалось, у этих существ нет костей. Из них делали гимнастов...


… Глаза — как две узкие щелки, зияющее отверстие вместо рта, плоская шишка с двумя дырками вместо ноздрей, сплющенная лепешка вместо лица — в общем нечто, являющееся как бы воплощением смеха; было ясно, что природа не могла создать такое совершенное произведение искусства без посторонней помощи...


… Очевидно, какая-то таинственная и, по всей вероятности, тайная наука, относившаяся к хирургии так, как алхимия относится к химии, исказила, несомненно еще в очень раннем возрасте, его природные черты и умышленно создала это лицо. Это было проделано по всем правилам науки, специализировавшейся на надрезах, заживлении тканей и наложении швов: был увеличен рот, рассечены губы, обнажены десны, вытянуты уши, переломаны хрящи, сдвинуты с места брови и щеки, расширен скуловой мускул; после этого швы и рубцы были заглажены, и на обнаженные мышцы натянута кожа с таким расчетом, чтобы навеки сохранить на этом лице зияющую гримасу смеха; так возникла в руках искусного ваятеля эта маска — Гуинплен...


… В Англии существовал обычай, согласно которому в королевском дворце держали человека, певшего по ночам петухом. Этот полуночник, не смыкавший глаз в то время, как все спали, бродил по дворцу и каждый час издавал петушиный крик, повторяя его столько раз, сколько требовалось, чтобы, заменить собою колокол. Человека, предназначенного для роли петуха, подвергали в детстве операции гортани, описанной в числе других доктором Конкестом...


… В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, только в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой угодно формы..."

На рисунке — Виктор Гюго

Читайте также:
Отрывок из романа В. Гюго "Человек, который смеется" (1869).
"Подпольная организация" из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".
Тайное общество из фильма "Типа крутые легавые" (2007).
Как борьба со старостью привела к освоению Галактики. Роман Р. Хайнлайна "Дети Мафусаила" (1941).
Отрывок из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831) о несчастной любви.
Шикарная сцена из романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1831).
Сцена боя из романа В. Гюго "Человек, который смеется" (1869).

679

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ
О БОЖЕ!!! Как это трогательно.Берёт за душу.
Просто Дигори сам побывал в Нарнии. Если бы этого ...
Ах ха ха я также над парнями прикольнулся
Классная статья, очень помогла подготовиться к уро...
JasperКак сбежать из тюрьмы Шоушенк? 5 месяцев назад
Нереально, как мне кажется. Фильм клёвый, но нереа...
adminСмешные рассказы Шукшина 6 месяцев назад
А "Печки-лавочки" по какому произведению были снят...
Самая крутая серия.
Copyright © 2015 fandea.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на fandea.ru обязательна


Сайт посвящен описанию интересных идей в кино и литературе. Читатели могут обсудить идеи фильмов и книг, вымышленных персонажей, технологии, правовые системы и пр.
Яндекс.Метрика