Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор, как прозвали его ученики), руководитель и основатель школы имени Достоевского, ШКИД), был личностью незаурядной. В малолетних преступниках, неграмотных и асоциальных подростках, живших по законом тюрьмы и улиц, он смог зародить желание учиться, раскрыть свои таланты и стать полноценными членами общества.
О его успехе свидетельствуют успехи его воспитанников. Пусть не все они стали известными, но большинство из них смогло найти свое место в жизни и честно зарабатывать на жизнь (после тяжелого детства в эти смутные времена).
О его личной роли в воспитании подростков говорят события, связанные с разгулом преступности в школе, после его временного отъезда в Москву (подростков из ШКИД во главе с Гужбаном стал боятся весь Петроград). Стоило Викниксору уехать, вся дурь из парней полезла наружу. Как только он вернулся, проблема была тут же решена (применил воспитание трудом).
Что можно поставить Викниксору в заслугу:
1.Приучение детей к демократии и ответственности (даже хлеб в те голодные годы резал и раздавал выбранный учениками дежурный по кухне). Конечно, иногда система давала сбои (вспомним Слаенова), но зато доверие, которые было оказано детям, повышало их уважение к себе и давало чувство причастия.
2.Поощрение творчества. Все затеи шкидцев, связанные с рисованием, изданием журналов, спектаклями и пр. приветствовались руководством ШКИД. Отметим, что Викниксор учился с сами Блоком, так что литературные потуги ребят всегда находили у него поддержку.
3.Грамотный подбор персонала. Учителям (халдеям) в повести посвящена целая глава. Викниксор не только сам был хорошим педагогом, но и смог собрать в ШКИД по настоящему талантливых учителей (а в школу приходило множество людей, которые не умели и не хотели работать). Кстати, он был женат на учительнице Элле Андреевне Люмберг (Элланлюм), которая вместе с ним работала в ШКИД.
4.Твердость характера и умение убеждать. Когда в ШКИД началась буза и ученики стали просто бить своих учителей, требуя возврата учителя-халтурщика, Викнискор погасил волнения, не прибегая к помощи милиции и "прогибу" перед бунтовщиками.
5.Внедрение "института деловой репутации". Викниксор придумал интересный педагогический ход. Понимая, что для поддержания дисциплины нужен свод четких и понятных правил, а также система мотивации к их соблюдения, Викниксор ввел "Летопись", куда записывались все проступки шкидцев. Он также придумал штрафы за эти проступки и поощрения за их отсутствие.
6.Создание "корпоративной культуры". Викниксор, вместе с ребятами, придумал герб школы, школьную газету и сочинил гимн.
7.Умение вовремя проявить милосердие. Когда воспитанники украли табак у воспитателей (Янкель подначил), Викниксор сначала разбушевался и нагнал страху, а потом простил ребят.
Надо сказать, что, конечно, Викниксору повезло с "материалом". Судя по книге, в школе собралось большое количество талантов и просто ярких личностей (в одном классе училось несколько будущих писателей). Хотя, как говорится, "хорошая хозяйка из петуха уху сварит".
Викниксор был реальным человеком ("Республика ШКИД" - повесть автобиографическая). Звали его Виктор Николиевич Сорока-Росинский. Про его настоящую биографию есть статья в Википедии. Сорока-Росинский был не просто учителем-практикам. Он написал несколько книг, в которых раскрыл свои идеи. Главной из которой являлась мысль о том, что нельзя относится к беспризорным и трудным детям, как к морально или психически дефективным.

В 1966 году киностудия "Ленфильм" выпустила экранизацию повести, где роль Викниксора блестяще исполнил Сергей Юрский. Несколько сцен с Викниксором полностью переделали, но фильму и раскрытию его личности это не повредило (например, эпизод с Воробьем, когда Викнискор вышвырнул пьяного подростка с пистолетом из своего кабинета и спокойно продолжил игру на рояле). Очень хорошо показан Викниксор в сцене с "перемирием" (после бузы из-за "певца"). Как мудро он смог повести себя в этой ситуации и завоевать авторитет у шкидцев.

Описание Викниксора из книги:
...Завшколой - суровая фигура. Грозные брови, пенсне на длинном носу и волосы ежиком. Начало педагогической деятельности Виктора Николаевича уходило далеко в глубь времен. О днях своей молодости он всегда вспоминал и рассказывал с любовью. Воспитанники боялись его, но скоро изучили и слабые стороны. Он любил петь и слушать песни. Часто, запершись во втором этаже в зале, он садился за рояль и начинал распевать на всю школу "Стеньку Разина" или "Дни нашей жизни"...
Комментарии