Сенатскую площадь Петербурга украшает грандиозная фигура всадника.
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединяет два образа: великого царя и скульптуры — в единое целое.
Многогранный образ
Поэт видит в монументальном памятнике скрытый смысл.
С одной стороны, медный всадник — символ великих свершений. Первые строки произведения рисуют царя, которым гордится Россия. Он мечтает изменить облик страны, проводит реформы, планирует построить великий город. Развивает науки, укрепляет военную мощь, открывает промышленные предприятия. Время царствования Петра l — великая эпоха истории Российской империи. Страна совершила настоящий прорыв. Читатель сопереживает герою, чувствуя искреннюю боль.
Первое впечатление сменяется глубоким анализом. Перед нами каменное бездушное изваяние, внушающее ужас окружающим. Соответственно меняется характер великого царя. Поэт пытается донести мысль о том, что преобразования петровской эпохи причиняли страдания русскому народу. Жизнерадостный деятельный молодой царь становится жестоким самодержцем. Теперь он сродни каменному изваянию, которое преследует главного героя, пугая стуком каменных копыт.
Отношение поэта
В образе медного всадника поэт выразил противоречивую оценку личности Петра, в котором многие видели виновника страданий. Сошедший с постамента всадник — не олицетворение величия, славы, побед. Он деспот, тиран, которому безразлична судьба отдельно взятого человека. Неслучайно виновником разгулявшейся природной стихии Евгений считает мертвую скульптуру.
Образ медного всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина — памятник великим свершениям Петра, многочисленным жертвам, страданиям простого народа. Поэт, признавая великую роль Петра, пытается дать объективную оценку его личности.
Комментарии